В рамках реализации реформы местного самоуправления каждому муниципальному образованию предоставлена возможность выбора из двух способов исполнения бюджетов поселений: с передачей полномочий по организации исполнения бюджета поселения на уровень района или путем самостоятельного исполнения этих функций.
Проанализировав преимущества и недостатки каждого из подходов, Департамент финансов Иркутской области отдал предпочтения первой схеме работы, т. к. сегодня реализовать собственными силами осуществление функций планирования и исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета в большинстве поселений практически невозможно в виду отсутствия квалифицированных специалистов и достаточных средств на создание материально-технической базы.
В качестве основного направления деятельности по организации бюджетного учета в 355 поселениях Иркутской области было выбрано создание централизованных бухгалтерий (ЦБ) поселений на районном уровне на базе финансовых органов муниципальных районов. Достоинствами такого решения можно признать следующие положительные моменты:
- ведение централизованного бюджетного учета поселений в финансовом органе района существенно снижает затраты на его организацию;
- привлечение квалифицированных кадров из районного центра создаёт предпосылки наиболее быстрого и результативного обучения;
- усиление контроля за ведением бюджетного учета поселений;
- обслуживание программных и технических средств проводится профильными специалистами администрации района;
- однотипность ведения бюджетного учета обеспечивает его унифицированное методическое обслуживание.
Основной сложностью при передаче полномочий по организации и исполнению бюджетов от поселений району является сама организация этого процесса. На переходном этапе реализации реформы местного самоуправления нельзя не учитывать ряд факторов, препятствующих данному процессу:
- главы поселений не всегда адекватно оценивают сложность ведения бюджетного учета и ответственность за предоставление достоверной информации;
- передача полномочий по организации и исполнению бюджета и ведению бюджетного учета пока не урегулирована законодательно. Отсутствие нормативно-правовой базы усложняет процесс передачи полномочий;
Создание централизованного учета бюджетов поселений
Создавать централизованный учет поселений сложно на первом этапе – этапе проведения организационно-разъяснительной работы с главами поселений и организации взаимодействия сотрудников ЦБ с администрациями. Дальнейшая работа по ведению централизованного учета практически ничем не отличается от работы ЦБ с обычными бюджетными учреждениями.
Руководством администрации Зиминского района было принято решение о создании единой ЦБ всего района на базе финансового управления. Использование опыта его квалифицированных специалистов и их заинтересованность в своевременном получении достоверной бухгалтерской отчетности позволили организовать централизованный бюджетный учет на высоком профессиональном уровне и в короткие сроки.
В состав единой ЦБ вошли бухгалтерии администрации района, финансового управления, централизованные бухгалтерии управления образования, управления культуры и здравоохранения, а также централизованные бухгалтерии 12 сельских поселений (рис.1).
Рисунок 1. Состав ЦБ Зиминского района
В результате всех мероприятий фактическая численность бухгалтеров единой Централизованной бухгалтерии района составила 25 человек, которые обслуживают 1400 сотрудников бюджетной сети и обеспечивают полноценный учет 73 самостоятельных учреждений и 69 структурных подразделений (табл.1).
Учет | ЦБ (факт) |
Частичная централизация (штат) |
Сокращение | Раздельный учет (штат) |
Сокращение | |||||
Кол-во человек | Содержание (млн. в год) | Кол-во человек | Содержание (млн. в год) | Кол-во человек | Содержание (млн. в год) | Кол-во человек | Содержание (млн. в год) | Кол-во человек | Содержание (млн. в год) | |
12 поселений | 8 | 1,25 | 8 | 1,25 | 0 | 0 | 24 | 3,74 | 16 | 2,50 |
50 бюджетных учреждений района | 17 | 2,65 | 42 | 6,55 | 25 | 3,90 | 65 | 10,14 | 48 | 7,49 |
Всего | 25 | 3,90 | 50 | 7,80 | 25 | 3,90 | 89 | 13,88 | 64 | 9,98 |
Таблица 1. Показатели экономической эффективности от организации ЦБ
По сравнению с ведомственной централизацией бюджетного учета экономический эффект от организации ЦБ выражается в уменьшении общего бюджетного финансирования на 4 млн руб. в год. И это только расходы на заработную плату и затраты на содержание - 13 000 рублей на одного специалиста в месяц. Кроме того, уменьшились затраты на обеспечение рабочего места: помещение, персональный компьютер, бухгалтерская программа, инвентарь и т. д.
Основные затраты на организацию централизованного учета были связаны с приобретением необходимого оборудования, приобретением и внедрением информационной системы, обучением персонала. Частично эти расходы были покрыты из средств областного бюджета в форме централизованных закупок, остальную часть муниципальный район изыскивал самостоятельно.
Единая автоматизированная система управления бюджетным процессом
Основой для успешной реализации этого проекта явилось наличие подходящего инструмента ведения учета – информационной системы.
После длительных экспериментов с информационными системами различных разработчиков предпочтение было отдано Единой автоматизированной системе управления бюджетным процессом, разработанной НПО «Криста» и включающей в себя комплекс интегрированных функциональных программных продуктов. Уникальные возможности АС «Смета» при ведении учета ЦБ позволили сформировать полную организационную структуру района, в состав которой вошли более 500 записей в пяти уровнях иерархической подчиненности.
Использование справочников АС «Смета» и АС «Бюджет» – «Тип средств» («Вид деятельности») обеспечивает учет в разрезе типов средств на всех этапах исполнения бюджета от этапа формирования росписи в АС «Бюджет» через исполнение кассовых операций единым документом АС «Бюджет» и АС «Смета» до оприходования или списания объектов учета.
В основе создания справочников обеих информационных систем лежит принцип синхронизации, который позволяет полностью исключить дублирование работы при вводе информации. Кроме этого, в системах используется и механизм синхронизации документов. Создание документа в одной системе имеет полное зеркальное отражение в другой.
Показательным примером оптимизации документооборота при исполнении бюджета является налаженная схема обеспечения получателей бюджетных средств наличными денежными средствами. Процесс обеспечения наличными денежными средствами состоит из двух этапов: перечисления средств финансовым органом со счета бюджета на счет для наличных денежных средств в расчетно - касссовый центр (РКЦ) и получения средств бюджетополучателями со счета РКЦ.
При такой схеме (рисунок 2) предполагается только ручной ввод платежного поручения бюджетополучателем в системе удаленного документооборота на списание с лицевого счета бюджетных средств и дальнейшего визирования сотрудником финансового органа документов на списание с Единого казначейского счета (ЕКС) в отдел финансового контроля (ОФК). Все остальные действия: проведение контроля, формирование всех расходных и приходных операций (документов) в системах АС «Бюджет» и АС «Смета» происходят автоматически. При этом учет средств на счете для наличных денежных средств ведется в разрезе получателей бюджетных средств.
Рисунок 2. Схема получения денежных средств
Краткое описание схемы получения наличных денежных средств по действиям (исполнение: А - автоматическое , Р – ручное , ПА – полуавтоматическое):
1. (Р) Ввод п/п с ЕКС ОФК на основании оправдательных документов.
1.1. (А) Формирование в электронном виде п/п и доверенности на получение наличных средств.
1.2. (ПА) Предоставление платежных и оправдательных документов в финансовый орган (ФО).
2. (ПА) Бюджетный контроль на целевое использование средств.
3. (Р) Визирование руководством ФО платежных документов.
4. (А) Формирование Реестра платежных поручений в бумажном и электронном виде. Отправка Реестра в ОФК.
4.1. (А) Формирование и отправка заявки на получения наличности в РКЦ.
5. (ПА) Формирование прихода на лицевые счета (л/с) РКЦ.
6. (А) Обработка выписки списания с ЕКС ОФК
7. (А) Формирование и отправка в РКЦ чека на получение наличных средств.
7.1. (А) Обработка выписки счета РКЦ и проведение расхода со счета РКЦ.
8. (А) Обработка выписки списания с лицевого счета.
9. (А) Выгрузка проведенных п/п в систему бюджетного учета сметы расходов.
9.1. (А) Разноска оплаты по регистрам бухгалтерского учета.
Все операции по санкционированию и кассовому расходу проводятся также в автоматическом режиме между всеми участниками бюджетного процесса в результате использования полностью совместимых программных систем.
Для ведения полной аналитики бюджетного учета используется более пятидесяти наборов бюджетной классификации из структуры расходов бюджетов с добавленным префиксом типа средств (собственные средства, дотации, субвенции и т.д. ).
Рисунок 3. Общая схема автоматизированного учета
Результаты внедрения системы централизованного учета
Результатом проделанной работы стало существенное сокращение бюджетных расходов на обеспечение бюджетного учета в учреждениях района при одновременном увеличении качества. Подобные единые централизованные бухгалтерии целесообразно создавать в небольших районах, имеющих специфику удаленности, большой разбросанности подведомственных учреждений, низкой обеспеченности кадрами, имеющих бюджет глубоко дотационного характера. Для оценки штатной численности единой ЦБ может быть использован показатель количества учреждений в муниципальном образовании, учет которых планируется вести централизованно и их общая штатная численность.
Подводя итоги внедрения единой ЦБ, можно с уверенностью утверждать, что использование единой бюджетной классификации и единых справочников товаров/услуг, а также использование единой информационной технологии и методологии обеспечат базу для внедрения новых принципов планирования и управления бюджетным процессом, позволят реализовать принципы бюджетирования, ориентированного на результат.
Статья опубликована в журнале "Практика муниципального управления" (июль 2007)